Эксперт Уральского государственного экономического университета доктор экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита УрГЭУ Татьяна Одинокова провела сравнительный анализ принятой недавно программы долгосрочных сбережений и прежней системы государственной накопительной пенсии.

Хочется отметить, что новый пенсионный продукт не является первым и уникальным. Ранее государство уже реализовало Программу софинансирования пенсий. Стать ее участником можно было до конца 2014 года, а взносы на формирование пенсионных накоплений перечислялись в течении десяти лет. Таблица наглядно демонстрирует сходства и различия пенсионных программ.
Сравнение Программы долгосрочных сбережений граждан и Программы софинансирования пенсий демонстрирует, что последняя легла в основу анонсируемого нового финансового продукта и является продолжением государственной политики по стимулированию развития индивидуального негосударственного пенсионного обеспечения. Только что принятая Программа долгосрочных сбережений имеет как плюсы, так и минусы.
К неоспоримым плюсам можно отнести юридическое оформление договорных отношений, следовательно, нарушение прав и интересов его участников можно оспорить в судебном порядке.
Сохраняется относительно небольшой размер ежегодного взноса. Это делает возможным участие в программе граждан с низкими доходами. Участник программы может воспользоваться правом досрочного расторжения договора и забрать всю сумму сбережений. – К плюсам можно отнести добровольное участие и самостоятельное определение размера добровольных взносах, исходя из жизненных приоритетов и финансовых возможностей.
Защита сбережений государством повышается.
Новый закон повышает мобильность сбережений: можно перевести денежные средства из одного НПФ в другой. Сформировать долгосрочные сбережения в нескольких негосударственных пенсионных фондах.
Дифференцированный подход в политике стимулирования взносов участников исходя из ежемесячных доходов населения, это повышает социальное равенство.

Фактически, данная программа ориентирована на молодёжь и граждан среднего возраста, которые должны быть уверены в своем ближайшем будущем и платежеспособности, возможности осуществлять добровольные взносы в течение достаточно продолжительного времени.
Как указано в законопроекте, долгосрочные сбережения будут формироваться гражданином самостоятельно за счет собственных взносов, а также за счет средств ранее сформированных пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования. Таким образом, государство хочет подойти к какому-то логическому завершению в вопросе накопительной пенсии, формируемой в системе обязательного пенсионного страхования и переложить ответственность на гражданина и работодателя, при этом не определяя ни мотивацию, ни социальную ответственность последних.
Также отметим, что участник Программы формирования долгосрочных сбережений не ограничен в количестве заключаемых договоров.
Можно сравнить данный финансовый инструмент с популярным у населения банковским депозитом. Вот, только насколько будет интересно населению отнести деньги в Программу, а не в коммерческий банк?

Развитие долгосрочных финансовых продуктов, в том числе с участием государства, – это правильное и нужное для нашей страны решение, но механизм воплощения в жизнь требует более основательного подхода с учетом интересов всех участников финансового рынка.

Татьяна Одинокова, эксперт УрГЭУ.
Фото автора.