О профессии учителя мечтала с детских лет, хотя и другие профессии меня привлекали. Но перед глазами был «живой» пример, пример для подражания – это мои дед, тетя и мама.

Дед, Дрокин Иван Петрович, начал свой профессиональный путь в далеком 1926 году учителем начальных классов вначале в селе Кадочниково, затем Манчаже, Савиново Красноуфимского района. Его трудовую деятельность прервала война. В 1942 году он ушел на фронт, воевал, был в плену. Вернулся домой только в 1946 году и продолжил работать учителем до 1954 года. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени. Иван Петрович всегда был добрым, ответственным, добросовестным человеком, который с любовью и уважением относился к детям, коллегам и односельчанам. Стаж его педагогической деятельности 25 лет.

Моя тетя, Шульгина Галина Ивановна, начала свою деятельность в селе Симинчи Красноуфимского района учителем начальных классов в 1951 году, а с 1953 года продолжила работу в Манчажской школе учителем иностранного языка, знала его в совершенстве, даже дома с сыновьями вела диалоги на немецком языке. Её сын Валерий вспоминает о своем детстве: «Немецкий язык приходилось зубрить благодаря маме, Галине Ивановне, учительнице иностранного языка. Она не отпускала гулять, пока не переведёшь текст и не выучишь определённое количество немецких слов». В 1992 году она перешла на должность воспитателя интерната. Галина Ивановна за свой самоотверженный труд награждена знаком «Отличник народного просвещения». Также она имеет медаль «За доблестный самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны». Стаж ее работы 41 год.

Моя мама, Торгашова Зинаида Ивановна, проработала в школе 33 года учителем иностранного, русского языков и литературы, была завучем, директором школы. Имеет медаль «Ветеран труда». Мама – мой самый главный учитель, добрый и строгий, самый лучший учитель в моей жизни. Все это понимаешь только сейчас, с годами. Вспоминаешь, как допоздна она находилась в школе, а, приходя домой, бралась за домашнюю работу, и мы ей помогали. И никогда она не жаловалась на трудности, воспитывала нас, давая нам своей работой уроки жизни и мастерства. А еще я училась у нее в школе, она была моим классным руководителем, и никаких послаблений не было, наоборот, мне всегда доставалось больше всех.

По стопам семьи пошли мои дети: Сергей окончил Красноуфимский педколледж, дочь Таня – педагогический университет. Но так распорядилась жизнь и судьба, что педагогами они не стали, но я думаю, что их педагогическая деятельность еще впереди. Зато вместе со мной трудится на этом поприще жена сына Кристина, которая работает учителем физкультуры в Криулинской школе.

Иногда мне хочется оглянуться и понять, как же появляются династии? Ведь специально их никто не готовит! Ни безденежье, ни трудности педагогических новшеств, ни превратности нашего образования не заставят оборваться нити целой плеяды педагогов, Учителей с большой буквы, которыми является моя педагогическая династия, имеющая 143 года стажа.

Всю жизнь наши семьи прожили в сельской местности, и я рано начала понимать, что значит жить в деревне и что значит заслужить уважение односельчан. Я видела, как моих родных уважают люди, здороваются с ними, советуются, и это все вызывало у меня чувство гордости за них и, конечно, белой зависти.

Когда я училась в 7 классе, то часто просила у мамы проверить ребячьи тетради по русскому языку. Иногда мне это удавалось делать, и я с наслаждением выводила пятерки и двойки, хотелось, что-нибудь приписать, сделать замечание или просто похвалить. Но почерк у меня тогда был детский, и мама строго мне запрещала это делать.

С тех пор прошло более 40 лет, я работаю учителем русского языка и литературы, каждый вечер сижу за тетрадями, уроками, и до сих пор иду на работу с радостью, с желанием. Мне нравится видеть глаза деревенских ребятишек, радоваться их успехам, а ещё больше мне нравится, когда они нуждаются в моей помощи. Не делю детей на сильных и слабых, любимых и нелюбимых, ведь самое главное для меня – это их внутренний мир. В сельской школе детей в классах немного, и поэтому видно каждого из них. С утра, когда ребенок приходит на урок, можно догадаться о его настроении и узнать причину уныния. Иногда достаточно погладить ребенка по голове, и на его глазах появятся слезы от утренней домашней обиды, он раскроется, как бутончик розы, от тепла учительских рук и слов.

Образ учителя, а особенно сельского, всегда дисциплинирует, заставляет следить за собой, ведь он, как на ладошке, у жителей села.

У меня есть любимые строки стихотворения, которые я выучила ещё в педучилище на 1 курсе. Наверное, строки этого стихотворения стали моей путеводной звездой в жизни. Хочу поделиться ими и с вами, моими читателями, ведь в них заключена миссия именно сельского учителя:

В селе ты не просто порядочный житель,

У всех на виду, твоё имя – Учитель!

И спрос с тебя строгий, и честь высока,

И ноша твоя на миру нелегка.

Как в святости имя своё ты хранишь,

Какое добро на земле ты творишь,

Как праздник встречаешь,

Как любишь семью-

Всё вносится в светлую книгу твою.

Как светится в доме твоём огонёк,

Когда ты проснулся и рано ли лёг.

И как интересен был в классе урок.

Насколько был добр, и насколько был строг.

И как улыбался, и как говорил,

Какую картину с собой приносил.

Кого по головке погладил рукой.

Какою походкою шёл ты домой –

Ничто не уходит от взора людей.

И это понятно: ты совесть детей!

Когда выбираешь профессию, всегда задумываешься о ее плюсах и минусах, о ее предназначении. Я понимала, что профессия учителя – это не только почет, но и ежедневная рутинная работа, так как видела работу своей мамы, которая все силы и здоровье отдавала школе. Но по-другому она жить не могла. Чувства ответственности, дисциплинированности, собственного достоинства переняла я именно от нее. И мне не стыдно за себя, за свою жизнь, я ощущаю на себе любовь и уважение родных детей и внуков, уважение учеников и выпускников, односельчан, и понимаю, что жизнь, отданная детям, прожита не зря. На память приходят слова Н.А. Островского: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Мой творческий путь пока продолжается. В этом году пойдет сороковой год педагогической деятельности. За свой труд имею звание ветерана труда Российской Федерации.

Не менее важно для меня, как учителя и человека, высказывание о том, что нужно беречь платье снову, а честь смолоду. Именно так я и старалась прожить свою жизнь. Жизнь в сельской местности! Именно так жили мои родные люди! Думаю, что моим детям за меня не будет стыдно никогда!

Уже тридцать девять лет работаю в родной сельской школе, но ни разу себя не почувствовала отставшей от жизни. Проживание в селе заставляет учителя заниматься не только просвещением, но и сельским хозяйством: совсем недавно мы перестали держать корову, к сожалению, из-за маминой болезни пришлось от нее отказаться, но имеем поросенка, куриц. У нас большой огород, а это все отнимает время, но, несмотря ни на что, постоянно работаю над собой, своим образованием, с желанием познаю новое, не стесняюсь у своих учеников учиться новым технологиям, постоянно развиваюсь, веду здоровый образ жизни, люблю поездки, походы. Все эти увлечения стараюсь привить и своим ученикам.

Я люблю свою профессию, горжусь ей и рада тому, что не уехала в город, не бросила свой любимый поселок, радуюсь тому, что у меня замечательная семья, любимая профессия, дорогие сердцу места и люди, без которых не представляю своей жизни!

И завтра я снова пойду в школу выполнять свою миссию! Продолжаю дело, начатое моими родными людьми, и надеюсь, что мои подрастающие внуки пойдут по нашим стопам.

Наталья Бузынова, учитель русского языка и литературы МКОУ АГО «Заринская СОШ». Фото предоставлено автором.