Бабин Василий Иванович прислал в «Ачитскую газету» еще одну статью — доверил первую публикацию материала о миссионерских школах Красноуфимского уезда, открытых Пермским епархиальным миссионерским комитетом в последней четверти 19 века.
— Я думаю, что читателям Ачитского района будет интересно узнать историю образования некоторых школ, а также людей, которые участвовали в процессе их зарождения. При написании этой краеведческой статьи я использовал журнал «Пермские епархиальные ведомости» за весь период его издания с 1867 по 1918 гг. Разрешаю вносить поправки или сокращения на усмотрение ваших сотрудников. Если статья покажется слишком большой, можете выбрать материал, касающийся школ только Ачитского района.
Мы решили ничего не сокращать, так как материал показался нам очень познавательным.
БОЛЬШЕ-ТАВРИНСКАЯ ШКОЛА
Еще в августе 1873 г. протоиерей Е. Попов побывал в самой южной деревне Красноуфимского уезда, населенной черемисами-язычниками, Большой Тавре.
Большетавринцы с вниманием выслушали проповедь протоиерея и согласились на открытие миссионерской школы, о чем был подписан письменный договор. Одновременно Попов склонил одну мать, вдову Федосью Хамзину, отдать 12-летнего сына Алексея в Казанскую крещено-татарскую школу стипендиатом от комитета для обучения и подготовки его в учителя для черемисских школ. Епархиальный миссионерский комитет поддержал предложение Попова и направил мальчика на учебу за счет средств комитета (Алексей Хамзин был отправлен в Казань, но о дальнейшей судьбе его в качестве учителя в Красноуфимском уезде не упоминается, вполне вероятно, что его оставили учителем в Казанской губернии).
Школа в Большой Тавре начала работу 5 декабря 1873 года. Учитель — Михаил Кузьмин, крещеный мариец, 30 лет, холост, крестьянин Казанской губернии Козьмодемьянского уезда, д. Юлькушарги, был учителем сельского Кужмарского училища Чебоксарского уезда Казанской губернии. Пермским комитетом миссионерского общества он был приглашен и 27 ноября 1873 года определен учителем в Тавринскую школу, с жалованьем по 120 рублей в год.
Для школы была нанята новая изба Качия Изимарова, «построенная в ограде на одних сенях с хозяйским помещением, за 2 рубля и 50 копеек в месяц, с отоплением и обиходом. Помещение находится в центре деревни. По совету протоиерея Е. Попова, местом проживания учителя для его же удобства было определено помещение школы».
Для начала Кузьмин получил несколько букварей на марийском луговом наречии, библейскую историю, картинки, изображающие семь таинств, и письменные принадлежности в небольшом количестве. Парты и арифметическая доска, изготовленные на Артинском заводе, привезены в школу вместе с большими стенными часами. Наблюдателем и законоучителем был приглашен священник Сажинской церкви Василий Молчанов.
В первое время школу посещали до 10 марийских мальчиков. В 1874 году в школу поступили 5 марийских и 18 русских мальчиков из Русской Тавры, расположенной в трех верстах от Большетавринской школы. Уездный миссионерский комитет отмечает, что учитель Кузьмин «учительскую должность отправляет ревностно, все мальчики учатся читать, писать и считать, русские изучают Закон Божий. Азбука преподается по звуковому способу, с объяснением слов по-русски и черемисски».
Более десяти лет школа функционировала в разных арендованных для занятий домах зажиточных тавринцев. И только в 1884 году Больше-Тавринское сельское общество уступило в вечное владение усадебное место в центре деревни для постройки школы. В 1884 году на постройку инородческих школ пожертвовал 1000 рублей потомственный почетный гражданин Кузнецов А.Г. Эта сумма позволила построить помещения для двух школ: в Юве и в Б-Тавре. В 1886 году школа с квартирой для учителя в Б-Тавре была достроена.
С1879 года вместо уволившегося М. Кузьмина учителем стал работать бывший Суксунский крестьянин Чирков Яков Александрович. Он в совершенстве знал русский, черемисский и татарский языки. Ведя школьное дело добросовестно, обращаясь со всеми ласково, он, как истинно православный христианин, приобрел любовь и расположение и у православных тавринцев, и у раскольников, и марийцев. Русские стали называть его «наш учитель», а марийцы — «наш Якоп».
По сведениям статистического отчёта о состоянии н а р о д н о г о образования за 1886-1887 учебный год отмечается: «В Больше-Тавринской одноклассной миссионерской школе обучались 59 человек, из них: марийцев – 36 чел., русских – 23. Дети обучались по программе для начальных народных училищ. Они учились читать книги по гражданскому и церковно-славянскому языку, чистописанию, арифметике, чтению и разговору на черемисском наречии», а также пению и рукоделию. На первом месте стояло изучение Закона Божия, и успешность его изучения по окончанию курса оценивалась на 5 баллов.
Так как в Тавре не было своей церкви, Закону Божьему обучал священник Новозлатоустовской церкви Чемесов Михаил Гаврилович. По остальным предметам обучал Чирков Я.А.
По сведениям за 1887 год, в школе была библиотека с художественной и учебной литературой на сумму 178 рублей. В 1888-1889 учебном году в школе обучались 64 человека, в том числе: марийцев – 32, русских – 28 человек, и из них уже 4 девочки.
В 1890 году М. Чемесов переведен служить в г. Кунгур. Вместо него законоучителем в Тавринской школе стал священник Новозлатоустовской церкви Стефан Бабин. Учителем продолжал работать Яков Чирков.
15 мая 1890 года в Большой Тавре случился пожар в полуверсте от школы. Сильный ветер гнал пламя в сторону школы. И когда стены ее так нагрелись, что уже вот-вот загорятся, случилось чудо: ветер повернул в другую сторону, и школа осталась невредимой. А всего сгорело 60 дворов. Рассказывают, что хозяин одного из домов, находящихся близко около пожара, все время обходил свою усадьбу с иконой Святителя Николая. И усадьба сохранилась.
К концу учебного 1891 года обучались 22 марийских мальчика и одна девочка и 29 мальчиков и 8 девочек русских, а всего 60 человек в возрасте 7 — 16 лет. 8 октября 1892 года Больше-Тавринская школа удостоилась посещения директора народных училищ Пермской губернии Раменского Алексея Пахомовича, который дал хорошую оценку деятельности миссионерской школы.
В 1898 г. миссионерский комитет направил все свои средства и усилия на миссионерскую работу среди взрослого населения инородцев. А миссионерские школы были переданы в ведение церковно-приходских школ.
В 1900 году уездное земство открыло школу в Русской Тавре. Многие годы она располагалась в частных наемных домах, поэтому часть русских детей, проживающих ближе к Большой Тавре, продолжала посещать Больше-Тавринскую школу. В 1908 году в Больше-Тавринской школе обучались 74 учащихся, в т.ч.: 62 мальчика, 12 девочек, из них: русских — 43, марийцев — 31.
В 1892 году преосвященным епископом Пермским и Соликамским Владимиром принято решение о строительстве миссионерских школ-церквей и зданий для школ, которые располагаются в наемных домах в Красноуфимском уезде. На это мероприятие было выделено 30000 рублей. Особое внимание было обращено на южную часть уезда, населенную инородцами. Было решено построить школы-церкви в Сарсах-2 и в Тавре.
Краснолужское (Русско-Тавринское) сельское общество предоставило 5 десятин земли для постройки школы-церкви. Приговор об уступке земли под здание подписали не только православные собственники, но даже местные раскольники австрийского согласия. С огромным желанием тавринцы принялись за постройку церкви. Для скорейшей перевозки материалов, заготовленных в д. Юва, тавринцы бесплатно направили до 230 подвод, в том числе до 30 Больше-Тавринских.
13 мая 1893 года, по благословению Преосвященнейшего Петра, епископа Пермского и Соликамского, между Русской и Большой Таврами о. протоиереем Яковом Братчиковым в сослужении священников Петра Петрова, Димитрия Попова, Димитрия Аптриева, законоучителя Тавринской миссионерской школы Стефана Бабина и дьякона Николая Попова, заложен миссионерский храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Так получилось, что место для будущего храма было определено вблизи священной черемисской рощи, где язычники-черемисы приносят своим идолам-кереметам жертвы, и одновременно неподалеку от раскольничьей молельни крестьянина Швалева. Под руководством уездного техника Манохина началось строительство. И уже через 4 месяца, 14 сентября этого же года, происходило торжество освящения и поднятия крестов на новоустроенный храм.
Вот как описал это событие священник Стефан Бабин: «Народа собралось много из окольных деревень, были раскольники и черемисы. Была произнесена речь, прочитана установленная молитва и три креста, окропленные святой водой, подняты были на храм. При поднятии крестов пели молитвы. Наконец, дьяконом Новозлатоустовского села Н. Фаддеевым (из черемис) провозглашены были многолетия: Государю Императору с Августейшим семейством и всему царствующему дому, Святейшему Синоду и преосвящейнейшему Петру, епископу Пермскому и Соликамскому с паствою и строителям и благотворителям храма. Многая лета пели по-русски и по-черемисски. Православные молились со слезами, черемисы слыша «куже умерем пу» (многая лета) на родном языке, низко кланялись… Итак, ныне воздвигся православный миссионерский храм на радость и утверждение истинно православных христиан и на удивление в ограду святой православной церкви, блуждающих вне ее словесных овец».
11 июля 1894 года деревянная однопрестольная Петро-Павловская церковь была освящена. При освящении церкви участвовал Преосвященнейший Петр, епископ Пермский и Соликамский. Церковь была построена на границе с Большой Таврой (на этом месте в настоящее время находится Тавринская школа) с целью вовлечения марийцев-язычников в христианство. Поэтому она относилась к категории миссионерских. Некоторая часть марийцев приняла в православную веру. В ходе церемонии освящения церкви учитель Яков Чирков был рукоположен в дьяконы, а в сентябре этого же года — в священники.
Хотя Тавринская церковь строилась на средства, выделенные для постройки школы-церкви, как школа она не использовалась. Была построена обыкновенная миссионерская однопрестольная церковь.
Указом Святейшего правительственного Синода от 29 октября 1896 года №5456 открыт самостоятельный приход при миссионерской Петро-Павловской церкви в д. Русская Тавра Красноуфимского уезда с причтом священника и псаломщика, с назначением казенного жалования священнику 600 рублей и псаломщику 200 рублей в год. С 1896 года должность священника Русско-Тавринской миссионерской церкви исполнял Стефан Бабин. Должность псаломщика исполнял Павел Будрин.
3 июня 1909 года во время объезда приходов Красноуфимского уезда Преосвященный епископ Палладий посетил Русско-Тавринскую церковь. В мае 1915 года, посещая приходы Красноуфимского уезда, церковь посетил Преосвященнейший Андрони.
После октябрьского большевистского переворота епископ Андроник и многие священнослужители Пермской епархии приняли мученическую смерть. Судьбы Стефана Бабина и Якова Чиркова после 1918 года неизвестны.
В 1937 году церковь была закрыта, священник Катаевский Геннадий Александрович 5 августа 1937 года был арестован и 21 сентября 1937 года расстрелян. Здание церкви было переоборудовано под больницу. В 1947 году больница сгорела.
Продолжение следует.
Стефан Бабин мой прадед