Бабин Василий Иванович прислал в «Ачитскую газету» еще одну статью — доверил первую публикацию материала о миссионерских школах Красноуфимского уезда, открытых Пермским епархиальным миссионерским комитетом в последней четверти 19 века.

 — Я думаю, что читателям Ачитского района будет интересно узнать историю образования некоторых школ, а также людей, которые участвовали в процессе их зарождения. При написании этой краеведческой статьи я использовал журнал «Пермские епархиальные ведомости» за весь период его издания с 1867 по 1918 гг. Разрешаю вносить поправки или сокращения на усмотрение ваших сотрудников. Если статья покажется слишком большой, можете выбрать материал, касающийся школ только Ачитского района.

Мы решили ничего не сокращать, так как материал показался нам очень познавательным.

ТЕБЕНЯКСКАЯ ШКОЛА

Во время второй поездки в Красноуфимский уезд протоиереем Е. Поповым была открыта школа грамоты в марийской деревне Тебеняки. Школа начала работу 25 ноября 1873 года. На должность учителя был приглашен местный крестьянин Александр Манохин. Наблюдателем школы Е. Попов определил священника Тисовского завода Александра Словцова.

В 1879 г. в школе учились 8 марийских детей и 16 русских. Ввиду того, что все годы в школе в большинстве учились русские дети, а марийских детей посещало мало, школа в 1881 г. была передана под управление Красноуфимского земства.

КАРШИНСКАЯ ШКОЛА

В начале 1891 года была открыта миссионерская школа грамоты в черемисской деревне Карши. Эта школа открыта по желанию местного населения, при содействии инспектора народных училищ Красноуфимского уезда В. Карватовского и на средства миссионерского комитета.

Согласно сведениям об окружающих Карши деревнях, предоставленных протоиереем Братчиковым, «Каршинская школа, как находящаяся в многолюдной черемисской деревне, окруженной другими, не менее населенными деревнями, может принести несомненную пользу в миссионерском отношении, и в учениках не может иметь недостатка, а потому признал возможным принять эту школу на свое содержание и выделить на ее нужды 50 рублей».

Школа размещается в доме местного крестьянина, в ней начали учебу 21 марийский мальчик и 2 татарских в возрасте от 7 до 17 лет. Учителем школы назначен Козьма Васильков. Наблюдателем школы утвержден священник Ачитской церкви Николай Чечулин.

Попечителем школы приглашен Красноуфимский уездный исправник М.Я.
Корнейчик-Севастьянов.

В сентябре 1892 года учителем в Каршинскую школу назначен мариец Владимир Никифоров, окончивший курс учительской школы и работавший в Больше-Гондыревской вотяцкой школе.

БОЛЬШЕ-КАРЗИНСКАЯ ШКОЛА

В августе 1873 года член епархиального миссионерского комитета протоиерей Е. Попов после посещения Большой Тавры посетил соседнюю марийскую деревню Малая Тавра, в которой убедил жителей открыть у них миссионерскую православную школу и даже взял у них приговор. Был подобран учитель Кабей Аптиев. Но жители Малой Тавры отреклись от данного протоиерею Е. Попову обещания отдавать детей в школу, и даже некоторые из них, настроенные ложными слухами, оказали противодействие и угрожали изрубить приготовленные для школы парты. Поэтому миссионерский комитет, по совету наблюдателя Больше-Тавринской школы священника Сажинской церкви Василия Молчанова, решил открыть школу в марийской деревне Большие Карзи. Исполнение решения было поручено священнику Молчанову. Учителем был определен и направлен новоприбывший послушник Черемисского монастыря Козьмодемьянского уезда Максим Николаев, 29 лет, холост. Он получил для работы книги и учебные пособия. Священник Молчанов нанял квартиру для школы в приличном доме Кимая Ибаева, в котором может поместиться до 40 учеников, и 18 февраля 1874 года открыл школу, в которую в этот же день пришли учиться 10 марийских мальчиков. Впоследствии число учеников увеличилось до 19, и даже пожелал учиться сын татарина. Пришли и русские дети из близлежащих русских деревень.

Но помещение школы оказалось холодным, поэтому в 1875 году было нанято новое помещение у Андрея Илибаева за 20 рублей в месяц, с отдельной платой 10 рублей Кучубаю Алексееву за отопление.

В 1881 году вместо Максима Николаева учителем в школу принят Николай Фаддеев, бывший ученик Казанской учительской семинарии, родом из черемис, который выдержал экзамен в педагогическом совете Красноуфимского реального училища и получил звание учителя народной школы.

В 1886 году в школе обучалось уже 40 детей, в том числе 33 марийских мальчика, русских 6 мальчиков и 1 девочка. Нанятое помещение уже стало тесным. Миссионерский комитет принял решение о строительстве школы. В 1887 году школа была построена, причем построена даже с молитвенным помещением и с алтарем, что позволяло в любое время использовать помещение как временную или постоянную церковь, для которой комитет предоставил священную утварь и иконостас, пожертвованные комитету еще в 1885 году Верхотурским купцом Я. Бурдаковым.

Такое устройство школы и церкви под одной крышей вызвало у местного населения особое уважительное отношение к школе. За такое благоустройство школ и за просвещение инородцев на Екатеринбургской научно-промышленной выставке экспертной комиссией присуждена миссионерскому комитету большая серебряная медаль. К сожалению, новоизобретенная глиняно-соломенная несгораемая крыша оказалась и промокаемой, и тяжелой для самого здания. Изобретатель такой крыши обещал сделать новую за свой счет, но ничего не сделал, и комитету пришлось израсходовать 100 рублей для устройства новой тесовой крыши.

В 1888 году в Карзинскую школу вместо учителя Фаддеева определен учителем Байдуган Бектимиров, окончивший курс в Бирской учительской школе и работавший 2 года учителем русско-башкирско-черемисского училища Министерства народного просвещения. 6 января 1888 года Байдуган Бектимиров принял крещение с именем Михаила Васильевича Бектимирова.

11 июля 1894 года Преосвященнейший Петр, епископ Пермский и Соликамский, прибывший на освящение миссионерского храма в Русской Тавре, после проведенного мероприятия решил посетить миссионерскую школу в марийской деревне Большие Карзи, жители которой уже не первый год просили построить у них церковь. Карзинцы, узнав, что через их деревню проезжает Преосвященнейший, собрались у школы. Владыка пообщался с народом, узнал, что в деревне много новокрещенных, а в окрестных русских деревнях много раскольников. Местность владыке понравилась, понравился и народ своим простодушием и религиозным настроением, и он решил помочь карзинцам построить церковь.

По прибытии в Красноуфимск владыка обратил внимание уездных властей на то, что в этой деревне живут до 149 душ, обращенных в православие язычников, которые остаются без пастырского руководства. Ближайшая православная церковь находится в с. Сажино, что в 12 верстах, поэтому православные карзинцы не могут посещать церковь постоянно. Владыка предложил построить в Больших Карзях православную миссионерскую церковь. Оставалось изыскать средства.

По пути в Пермь Преосвященнейший остановился на несколько дней в Кунгуре. Во время пребывания в Кунгуре владыка пообщался с купцом Сергеем Михайловичем Грибушиным, который пожертвовал нужную сумму денег на постройку храма в Карзях. Грибушин пожелал сделать в церкви два алтаря: во имя святого Сергия Радонежского и святой Царицы Елены. Но карзинцы, когда выделяли землю под строительство, поставили условие, чтобы храм был построен во имя Святителя Николая. Что делать? Проблему разрешила вдова красноуфимского мещанина Евдокия Сибирякова, проживающая в Карзях, которая пожертвовала 100 рублей на постройку третьего алтаря во имя святителя Николая Чудотворца.

В августе 1894 года С.М. Коробов при содействии земского начальника Н.К. Сонгайло получил от жителей деревни общественный приговор на пожертвование одной десятины усадебной земли под постойку храма. В сентябре в Красноуфимск прибыл С.М. Грибушин, который поручил земскому технику Г.М. Манохину составить план на строительство «по совершенному подобию Тавринского храма» и смету на строительство в пределах 3000 рублей.

Руководство стройкой было поручено Г.М. Манохину. С.М. Грибушин выразил желание, чтобы строительство храма было завершено не позже 1 июля 1895 года. И уже осенью началась заготовка стройматериалов. К декабрю месяцу было израсходовано 1000 рублей. За зиму были подготовлены срубы будущей церкви. 30 апреля 1895 года благочинным священником Иоанном Луканиным в сослужении пяти священников был заложен храм. Под руководством уездного техника Манохина началось возведение. И уже 16 июля тем же благочинным были освящены и воздвигнуты на купола кресты, также освящены и подняты колокола, пожертвованные матерью С.М. Грибушина.

10 сентября 1895 года состоялось освящение храма. Для служения в новом храме Его Преосвященством рукоположен в священики учитель Карзинской школы З. Марченко.

В 1897 году Карзинскую школу посещали 63 учащихся, в том числе 50 мальчиков и 13 девочек. Русских детей — 27 человек, 36 детей православных, это значит, что среди православных было 9 крещеных марийских детей. В этом факте видится заслуга построенной в деревне церкви.

В 1898 году Больше-Карзинская школа, наряду с другими миссионерскими школами, перешла в разряд церковно-приходских школ.

Фото из открытых источников. Продолжение следует.