Бабин Василий Иванович прислал в «Ачитскую газету» еще одну статью — доверил первую публикацию материала о миссионерских школах Красноуфимского уезда, открытых Пермским епархиальным миссионерским комитетом в последней четверти 19 века.

— Я думаю, что читателям Ачитского района будет интересно узнать историю образования некоторых школ, а также людей, которые участвовали в процессе их зарождения. При написании этой краеведческой статьи я использовал журнал «Пермские епархиальные ведомости» за весь период его издания с 1867 по 1918 гг. Разрешаю вносить поправки или сокращения на усмотрение ваших сотрудников. Если статья покажется слишком большой, можете выбрать материал, касающийся школ только Ачитского района.

Мы решили ничего не сокращать, так как материал показался нам очень познавательным.

ДВУХКЛАССНАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

В октябре 1893 года Красноуфимская уездная земская управа рассматривала вопрос состояния народного просвещения в уезде. Вопрос стоял остро: в уезде не хватало школ, особенно в инородческих селениях, не хватало учителей, в том числе инородцев (черемис, башкир, татар, вогулов). Исходя из этого, Красноуфимская уездная земская управа представила на рассмотрение 24-го земского собрания доклад об открытии двухклассной церковно-приходской школы с учительскими и сельскохозяйственными курсами. «Цель школы состоит в приготовлении учителей для школ грамоты из среды крестьянских детей русского и инородческого населения, в насаждении возможно большего количества этих школ в захолустных селениях Красноуфимского уезда, особенно же в селениях инородческих. Кроме школьных знаний, будущие выпускники должны будут получать теоретические и практические основы ведения сельского хозяйства и станут проводниками и пропагандистами передовых сельскохозяйственных знаний среди крестьянского населения».

Выслушав и обсудив доклад, собрание постановило: открыть двухклассную церковно-приходскую школу; выделить 1000 рублей на постройку школы и 1142 рубля ежегодно на содержание школы. Кроме того, Министерством государственных имуществ, согласно указу Священного Синода, выделено 1200 рублей. На эти средства Красноуфимская уездная земская управа и Пермский епархиальный училищный совет, по взаимному соглашению, решили приступить к постройке школы.

Наблюдатель церковных школ П.А. Богородицкий предложил основать второклассную учительскую школу на Шавкуновском поле. Шавкуновское поле — это земельный участок близ села Савиново площадью около 300 десятин. В прошлом эта земля принадлежала крестьянам-башкирам Сызгинского сельского общества и была выкуплена Красноуфимским земством.

Предполагалось, что при школе будет образовано земледельческое хозяйство, которое будет источником существования школы и, одновременно, выполняя все сельхозработы, учащиеся будут осваивать передовые методы ведения сельского хозяйства, чтобы в будущем пропагандировать их среди крестьян.

Член миссионерского комитета С.М. Коробов, которому комитет поручил заведование землей, осенью этого же года распахал несколько десятин, на которых были посеяны хлебные культуры.

Для осуществления строительства с 1 января 1894 года был приглашен учитель П.С. Сигов, окончивший курс в Красноуфимском реальном училище и уже 11 лет заведовавший училищами в Красноуфимском уезде.

Одновременно попечителем строящейся школы назначен С.М. Коробов, заступающий председателем Красноуфимской уездной земской управы.

Под руководством П.С. Сигова на краю Шавкуновского поля было построено школьное здание. «Здание школы двухэтажное, полукаменное, 11 сажен длиною и 4 сажени шириною; в верхнем этаже помещается школа и учительская квартира, а в нижнем, каменном — общежитие, кухня и мастерские.

Школа состоит из обширной классной комнаты (13 арш. длин. и 8 арш. шир.), кабинета и передней, кроме того, для второго класса на будущий год предназначена комната, занятая пока квартирой учителя (7 аршин в квадрате). Учительская квартира состоит из 3-х комнат, кухни и кладовой. Нижний этаж состоит из 6 комнат: кухни, столовой, спальни, 2-х комнат под мастерскими и комнаты для хранения ученического имущества.

Кроме училищного здания, имеются надворные строения: дом для рабочих, две завозни, баня, конюшня, сарай для хранения земледельческих орудий, молотильный сарай и три колодца.

В хозяйстве имелись 4 лошади с жеребенком, 2 коровы, телка и бык холмогорской породы. Для поездок и производства транспортных работ имелись: телега, летний ход с коробком, водовозка с бочкой, кошева и трое дровней». (Пермские епархиальные ведомости, ж.6 — 1895, с. 113).

Имущество школы составляли: 6 святых икон, посуда и прочая утварь для столовой и общежития, мебель, книги и наглядные пособия.

Большая часть имущества состояла из пожертвований. Несмотря на возникающие материальные и финансовые трудности, стройка завершилась к 15-му сентября, а с 17 сентября 1894 года в школе начались приемные испытания.

23-го сентября начались учебные занятия. На первых порах в школе начали учиться 20 человек. Вся жизнь учащихся в школе и общежитии основана на самообслуживании: уборка помещений, заготовка дров, уход за скотом; все это обеспечивают трое дежурных, назначаемых на каждый день. Благодаря этому в школе и вокруг нее всегда чистота и порядок. Во время полевых работ все учащиеся участвуют в посевной и уборочной кампаниях.

Учебными предметами в школе являются: Закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык, русский язык, история, география, арифметика, физика, геометрия, гигиена, музыка (игра на скрипках). Кроме того, учащиеся осваивают кузнечное ремесло и основы сельского хозяйства.

В 1896 году при второклассной школе на Миссионерском хуторе открылась образцовая школа грамоты, иначе — учительский курс, в который по переводным экзаменам поступило 12 человек. Все последующие годы в школе учились более 40 человек, ежегодно выпускались 10-11 человек.

Несомненно, школа сыграла значительную роль в деле просвещения народа. За время существования сделано много выпусков учеников в общем количестве более 200 человек, которые стали трудиться учителями в церковных школах Пермской епархии, в том числе: в церковно-приходских школах, в школах грамоты Красноуфимского, Пермского и Соликамского уездов, в миссионерских школах, в земских училищах. Некоторые несли службу при церквях. Если кто и не стал учителем, то они с пользой применяли те знания, которые получили, учась в школе. Многие из выпускников стали вести образцовое сельское хозяйство, некоторые сумели открыть собственные кузницы.

Епархиальным Училищным советом, с утверждения Его Преосвященства, возбуждено пред Училищным советом при Св. Синоде ходатайство от 4 февраля 1916 года о преобразовании Красноуфимской второклассной школы в церковно-учительскую, для чего нужно построить новое здание и обзавестись необходимым инвентарем для перехода к ведению сельского хозяйства в более широких масштабах.

Но, к сожалению, этим планам не суждено было осуществиться: в следующем году в России разгорелась великая смута, а за ней кровавая гражданская война.

В 1919 г. после освобождения Красноуфимска частями Красной Армии деревни южной части Красноуфимского уезда, населенные татарами, башкирами и марийцами, в том числе и Ювинская волость и миссионерский хутор, где находилась второклассная учительская школа, вошли в состав Малой Башкирии. Ювинский волостной ревком вынес решение преобразовать бывшую второклассную школу на миссионерском хуторе Ювинской волости в учительскую семинарию для мари. За неимением достаточного количества лиц из мари, подготовленных к слушанию семинарских курсов, открыть при данной семинарии подготовительные группы. Было решено передать все движимое и недвижимое имущество бывшей второклассной школы в ведение марийской учительской семинарии.

28 октября 1919 г. Наркомпрос Башкирской АССР утвердил это решение. Была набрана подготовительная группа в количестве 27 учащихся.

10 ноября 1919 г. начались занятия. С этого времени появилось новое учебное заведение — учительская семинария для мари, первая в многовековой истории этого народа школа повышенного типа, предназначенная для подготовки учителей для марийских школ Урала и Предуралья. Эта дата, 10 ноября 1919 года, считается днем основания учебного заведения.

В 1920 году по решению Наркомпроса РСФСР семинария реорганизована в трехгодичные педагогические курсы. Учащихся было 42 человека, учителей — 4.

В 1921 году курсы преобразованы в Урал-Марийский педагогический техникум. В 1924 году педагогический техникум переведён в г. Красноуфимск, в здание бывшего городского училища (ул. Свердлова, 18).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Епархиальный миссионерский комитет Пермской губернии занимался организацией и содержанием инородческих школ с 1873 и до 1898 года. За 25 лет миссионерским комитетом было открыто 5 вотяцких школ в Осинском уезде и 10 школ в марийских деревнях Красноуфимского уезда. Может показаться, что это немного среди десятков инородческих селений. Но бюджет епархиального миссионерского комитета формировался только из добровольных взносов и пожертвований жителей губернии. Кроме этого, большую помощь в содержании миссионерских школ оказывало Красноуфимское земство. Ежегодно земское собрание утверждало суммы, которые считало возможным выделить миссионерским школам. «Благодаря особенному вниманию инспектора народных училищ В.В. Корватовского, при полном ему содействии председателя земской управы Ивана Артемьевича Шевелина, Красноуфимское земство смотрело на миссионерские школы, как на школы, благотворные для уезда и оказывало им полную материальную поддержку, чего не отмечалось в других уездах». Так, одного дополнительного жалованья законоучителям и учителям миссионерских школ в 1887 году земство выдало 358 р. А в 1889 году земство оказало пособие миссионерским школам на сумму 870 рублей. Кроме этого, учитель Ювинской школы П. Юмашев, с 15 августа 1886 года инспектором В.В. Корватовским был командирован в г. Бирск на педагогический съезд инородческих учителей для совершенствования педагогического опыта по улучшению учебного дела в инородческих школах. Красноуфимское земство дало средства как на проезд, так и на содержание. Такое достойное подражания отношение к миссионерским школам, делает честь Красноуфимскому земству.

Но к 1898 году пришли к тому, что епархиальный миссионерский комитет не мог больше содержать возросшее количество открытых инородческих школ. Поэтому на заседании Пермского епархиального комитета от 27 января 1898 года было решено передать миссионерские школы в ведение земских школ. Красноуфимское земство отказалось принимать миссионерские школы на свое содержание, так как миссионерский комитет решил передать школы земству, а школьные здания, построенные за счет миссионерского комитета, земство должно было выкупить. В такой ситуации Красноуфимское земство, которое в свое время вложило немалые средства в содержание миссионерских школ, вообще отказалось принимать миссионерские школы на свое содержание. И в итоге они были переданы в ведение церковно-приходских школ.

Миссионерские школы после 1917 года перешли в ведение Народного комиссариата просвещения. Но и до революции миссионерскими школами Красноуфимского уезда проделана огромная работа по просвещению марийского населения. Кроме марийских детей, в миссионерских школах получили начальное образование большое количество русских детей, в том числе сотни марийских и русских девочек. Для убедительности пользы миссионерских школ данные по образованию за 1889 год: в Малой Тавре, жители которой в 1873 году отказались открывать у себя школу, доля грамотных составила 0,3%. А вот среди жителей Больших Карзей, которые вместо малотавринцев открыли школу, к 1889 году грамотность составила 5%. Если в Сарсах 1-х и 2-х школу открыли только в начале 1890 гг., то грамотность составляла 0,4%. А в Верхнем и Нижнем Потамах, где школы были открыты в числе первых, грамотность составила соответственно 4,9% и 5,2%.

Именно миссионерские школы стали проводить обучение инородческих детей, используя их родной язык, что естественно привлекало детей в школы, тогда как Министерство народного просвещения России пришло к этой методике только к 1909 году, когда в национальных школах было разрешено первые два года обучать детей на родном языке.

Используя данные ежегодных статистических отчетов Миссионерского комитета за 1874 — 1898 годы, путем несложных подсчетов за последующие годы можно сказать, что миссионерские школы в Краснофимском уезде окончили 5242 человека, из них больше половины марийских детей, в том числе около 1 тысячи девочек обеих национальностей. Конечно, цифра эта довольно маленькая в сравнении с количеством населения в марийских деревнях. Но, пожалуй, самое главное, что если в 1873-1874 гг. протоиерею Е. Попову приходилось с трудом убеждать марийцев в пользе открытия школ, то в 1880 — 1890-е годы жители многих других деревень увидели и убедились в пользе просвещения, и сами просили об открытии у них школ.

И, надо признать, что миссионерским комитетом в Красноуфимском уезде проделана огромная работа по открытию школ в марийских селениях, в обеспечении их собственными зданиями, учителями и средствами на их содержание. Именно миссионерские школы способствовали просвещению марийцев Красноуфимского уезда, обучению детей русскому языку, что давало возможность не только к сближению с русской культурой, но и возможность дальнейшего развития марийского населения, как составной, равноправной части российского общества.

Василий БАБИН, г. Дегтярск.