Бабин Василий Иванович прислал в «Ачитскую газету» еще одну статью — доверил первую публикацию материала о миссионерских школах Красноуфимского уезда, открытых Пермским епархиальным миссионерским комитетом в последней четверти 19 века.
— Я думаю, что читателям Ачитского района будет интересно узнать историю образования некоторых школ, а также людей, которые участвовали в процессе их зарождения. При написании этой краеведческой статьи я использовал журнал «Пермские епархиальные ведомости» за весь период его издания с 1867 по 1918 гг. Разрешаю вносить поправки или сокращения на усмотрение ваших сотрудников. Если статья покажется слишком большой, можете выбрать материал, касающийся школ только Ачитского района.
Мы решили ничего не сокращать, так как материал показался нам очень познавательным.
МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ
В 2023 году исполняется ровно 150 лет, когда в Красноуфимском уезде Пермской губернии были открыты первые школы для марийских детей и началось целенаправленное просвещение марийского народа. Согласно сведениям о населенных пунктах Пермской губернии за 1869 год, в Красноуфимском уезде уже имелись 19 сельских училищ и 4 церковно-приходские школы для русских детей, и 3 школы для мусульманских детей. Кроме того, в селениях, где были мечети, мусульманских детей в частном порядке обучали грамоте муллы.
А вот об образовании язычников (марийцев, удмуртов, вогулов) никто не заботился. Причина здесь не в том, что власти не хотели видеть инородцев грамотными, просто никто не знал, как это надо осуществить: не было преподавателей, знающих и русский, и инородческий языки, не было учебников написанных на инородческом языке с переводом на русский, да и методика обучения инородческих детей должна быть совершенно другой. Вот эту нелегкую задачу образования инородческого населения и взяло на себя Миссионерское общество, созданное при Священном Синоде православной церкви в 1870 году. Наряду с миссионерской деятельностью общество взялось за организацию школ для инородческого населения. Причем вся миссионерская деятельность осуществлялась только на народные пожертвования. Благотворителями миссионерского общества были состоятельные граждане: купцы, дворяне, священнослужители и другие.
Миссионерский комитет решил, что все миссионерские школы будут одноклассные, т.е. дети будут обучаться 2 года. Предметы учения и приемы преподавания будут те же, что и в прочих начальных училищах министерства народного просвещения, с той лишь разницей, что, кроме общеобразовательных предметов, требуемых программой начальных народных училищ, в инородческих школах введено чтение на родном наречии и пение молитв и церковных песнопений на славянском и национальном языках.
Для подготовки учителей для инородческих школ в 1873 году на Урале была открыта Бирская инородческая семинария для удмуртов, мари и чувашей, а для татарских и башкирских школ — Уфимская татаро-башкирская учительская школа. Эти учебные заведения имели более демократический состав учащихся и давали детям из необеспеченных семей возможность получить специальное образование.
В Пермской губернии Пермское епархиальное отделение православного миссионерского общества было образовано 23 ноября 1872 г. На одном из первых заседаний было определено, в каких уездах надо развернуть миссионерскую деятельность. В первую очередь эта деятельность должна была осуществляться в уездах, населенных татарами, башкирами, вотяками, черемисами и вогулами. Это уезды: Чердынский, Осинский, Кунгурский и Красноуфимский. Самым многонациональным среди названных уездов был Красноуфимский, в котором из 546 населенных пунктов в 85 проживали черемисы, татары, башкиры, вогулы и вотяки. для организации миссионерской деятельности в уездах Епархиальный миссионерский комитет закрепил за каждым уездом ответственных лиц из числа членов епархии.
В Красноуфимском уезде заниматься миссионерской деятельностью было поручено члену епархиального миссионерского комитета протоиерею Евгению Попову. И уже в августе 1873 года, по поручению комитета, он совершает поездку в Красноуфимский уезд, в ходе которой посещает несколько деревень, населенных черемисами и татарами, встречается с жителями и ведет с ними миссионерские беседы.
Правда, миссионерские беседы со взрослыми инородцами не всегда приносили результаты. Особенно среди татарского населения, которое твердо отстаивало свою приверженность к исламу. Нелегко было вести миссионерские беседы и с язычниками, хотя они и почитали православного святого Николая Чудотворца, но не хотели предавать веру предков. Поэтому епархиальный миссионерский комитет признал, что распространять христианскую веру надо путем воспитания подрастающего поколения с помощью школьного образования. Путь это не скорый, но более надежный, тем более, что в школах будет постоянное общение инородцев с русскими крещеными детьми, что, естественно, будет приближать детей к принятию христианства.
Миссионерский комитет Пермской епархии за образец взял крещено-татарско-черемисские школы Казанской губернии, где братство святого Гурия уже в течение нескольких лет работало в этом направлении. Проблему нехватки учителей, знающих инородческие языки, решили привлечением выпускников училищ Казанского учебного округа и даже монахов из монастырей Казанской губернии, которые наряду с русским владели инородческими языками. Правда, и тут было не все гладко. Если черемисы-язычники еще как-то соглашались на открытие школ, то татары-мусульмане категорически отказывались открывать школы, утверждая: « У нас есть муллы, которые учат детей грамоте, и что наш закон не велит им учиться русской грамоте, что научившийся ей, перестает ходить в мечеть и меньше почитает мулл».
В сложившейся ситуации в первую очередь протоиерей Е. Попов обратил внимание на селения с наибольшим количеством марийцев. Это были деревни: Юва с населением 994 человека, Большая Тавра с населением 886 человек и Тебеняки с населением 400 человек.
Несмотря на трудности Е. Попов сумел убедить жителей этих марийских селений открыть у них миссионерские школы уже в 1873 году. И, что немаловажно, рядом с этими селениями соседствовали русские деревни, и это позволяло русским детям посещать марийские школы, а марийским детям, в постоянном общении с русскими детьми, быстрее осваивать русский язык.
ВЕРХНЕ-ПОТАМСКАЯ ШКОЛА ГРАМОТЫ
В ходе августовской 1873 года поездки по инородческим селениям Красноуфимского уезда протоиерей Евгений Попов убедил марийцев Верхнего Потама открыть у них миссионерскую школу, на что получил от них согласие и письменный договор. 10 февраля 1874 года школа была открыта в просторном вольнонаемном доме сельского старосты Осипа Агиева за 30 рублей в год за счет миссионерского комитета. Учитель — Василий Захаров, из послушников Черемисского монастыря Казанской губернии, холост. Наблюдатель — священник церкви Тисовского завода Александр Словцов.
Набор детей сопровождался трудностями. Если летом 1873 года жители Верхнего Потама согласились на открытие школы, то теперь всячески отказывались отдавать детей на учебу. И только при личных беседах с каждым из родителей несколько детей согласились на посещение школы. Но когда детей приводили в учительский дом, они плакали, чурались и только с помощью игрушек и ласковой беседы успокаивались.
К сожалению, Василий Захаров обучал детей только до мая 1874 года, весной уехал в Казанскую губернию и не вернулся. И только в декабре этого года уездный миссионер Братчиков нашел человека, способного для учения, марийца из Большой Тавры тептяря Кусения Кутымбаева, 31 года, женатого и семейного, который окончил курс в Златоустовском окружном училище с хорошим поведением и имел свидетельство об окончании от 30 октября 1866 года.
31января 1875 года новый учитель приступил к учительской должности. Учеников было только 4, в т.ч.: 2 марийских мальчика, 1 русский и 1 русская девочка. Во второй половине 1875 года число учащихся возросло до 7 человек.
6 октября 1875 года марийцы деревень Верхнего Потама и Артемейковой на совместном сходе высказались в пользу школы и пообещались отдавать в школу не только мальчиков, но и девочек, а для этого просили перевести школу в более удобный и просторный дом, в котором, кроме учителя, могли бы иметь квартиру дети из других деревень, что и было исполнено священником Словцовым: школа была переведена в другой, более вместительный и удобный дом за ту же плату в 30 рублей.
В 1879 году, ввиду малого количества учеников, и по просьбе жителей близлежащих деревень, епархиальный миссионерский комитет решил перевести школу из Верхнего Потама в марийскую деревню Нижний Потам, потому как это селение находилось в середине марийских деревень.
В1884 году теперь уже сами жители Верхнего Потама ходатайствовали перед миссионерским комитетом о возвращении к ним школы. Комитет нашел возможным исполнить желание верхпотамцев и открыл у них в 1885 году домашнюю подготовительную (одногодичную) школу грамоты, в которой стали учиться около 20 марийских мальчиков. Учителем был принят некрещеный мариец, учившийся в Нижне-Потамской школе и после установленного экзамена получивший свидетельство на право заниматься учительской деятельностью. Это был Алексей Кугубаев.
В 1891 году Верхне-Потамская школа грамоты все еще помещается в наемной квартире. Попечителем школы состоит преподаватель Красноуфимского промышленного училища Петров Александр Александрович, наблюдателем — священник Иван Удюрминский. Преподавание в школе ведется в объеме программы первого года начальных народных училищ. В школе учились 19 марийских мальчиков от 8 до 16 лет.
В1892 году учитель школы Алексей Кугубаев принял крещение. Это событие было враждебно встречено жрецами-язычниками, которые распространили слух, что детей-язычников в школах будут насильно крестить. И когда встал вопрос о строительстве школьного здания, верхпотамцы категорически отказались выделять земельный участок. А так как средства миссионерским комитетом были уже выделены, Кугубаев принял решение построить школьное здание на собственном земельном участке. Некоторые жители оценили упорство учителя, пришли на помощь, и общими усилиями школа была построена. (В 1930-е годы Алексей Кугубаев за выдающиеся успехи в учительской деятельности будет награжден орденом Ленина — прим. авт.). И в 1894 году верхпотамские дети учились уже в собственном помещении. Ежегодно школу посещали не менее 20 детей.
В 1898 году Верх-Потамская школа грамоты наравне с другими миссионерскими была переведена в разряд церковно-приходских школ.
Продолжение следует.
Свежие комментарии