Более 30 лет отдала нашей школе замечательная женщина, ветеран педагогического труда Орлова Надежда Павловна.
Не одно поколение ребят, окончивших Бакряжскую школу, с большим теплом отзывается о ней. Для них она всегда напоминание яркого, веселого, школьного детства, ведь Надежда Павловна была в школе в разное время и пионервожатой, и библиотекарем, и организатором. Но самое главное – это школьный музей, который она возглавляла со дня его основания. Благодаря неуемному энтузиазму Надежды Павловны за 30 лет работы в школьном музее, его фонд пополнился редкими экспонатами и составляет около 2000 наименований, включая фотографии, копии, документы.
На протяжении многих лет Надежда Павловна была организатором проведения в селе митингов, посвященных Великой Отечественной войне.
И самое главное, ее любят, ценят и уважают не только в Бакряже, но и за его пределами. Эта позитивная, добрая женщина, по праву заслужила любовь односельчан.
Родилась Надежда Павловна 3 октября 1953 года в селе Бакряж. В 1961 году пошла в начальную Бакряжскую школу, где ее первой учительницей была Стахеева Любовь Ивановна. С 5 по 10 класс училась в Быковской средней школе. В 1971 г. окончила 10 классов.
С 1971 по 1975 год работа в Бакряжской сельской библиотеке.
Заочно окончила Свердловское культурно-просветительское училище по специальности библиотекарь.
С августа 1977 до 2013 года работала в Бакряжской средней школе: пионервожатой, организатором досуга, заместителем директора по воспитательной работе, библиотекарем, руководителем школьного музея, сопровождающей при подвозе учащихся из села Быково. Вместе с мужем Владимиром Николаевичем воспитали сына Вячеслава и являются замечательными бабушкой и дедушкой внука и внучки.
Надежда Павловна вспоминает: «В 1977 году я начала работать пионервожатой в школе. Пионерские дружины состояли из октябрятских групп (1 — 4 кл.) и пионерских отрядов (5 — 8 кл.) В 1 классе учащихся торжественно принимали в октябрята, а в 4 классе — в пионеры. Ребята давали торжественное обещание, им повязывали пионерские галстуки. Все проходило в торжественной обстановке. У каждой октябрятской группы были вожатые — пионеры. У пионерских отрядов – вожатые комсомольцы.
Интересными были библиотечные «Путешествия в Почемучляндию», «Путешествия по тропе здоровья». Традиционными были осенние походы на местную гору Крутик, где собирались ребята из начальных классов вместе с учителями.
Зимой, обычно в феврале, проходила игра «Зарничка». Она проходила на улице. Это было путешествие по различным станциям. Все ребята начальных классов делились на группы, которые сопровождали пионеры. Для участников были подготовлены различные задания: отыскать в снегу «мины», исполнить военные песни, и т.д. Все любили игру «Взятие крепости».
У пионерских отрядов и комсомольцев проходила игра «Зарница». Руководил игрой учитель по военному делу Макаров Сергей Анатольевич.
Пионерские отряды проводили различные сборы один раз в месяц на разные темы. Раз в четверть проходил тематический общедружинный сбор.
В течение учебного года пионеры собирали макулатуру, металлолом — все это сдавалось в пункты приема. Вырученные средства использовались на нужды школы. У пионеров была организована тимуровская работа (сейчас эта работа называется волонтерской). Она проходила под руководством классных руководителей и распределялась по улицам села. Ребята помогали нуждающимся односельчанам колоть дрова, складывать их в поленницы, чистили снег и выполняли другие задания и просьбы. Ухаживали за памятником павшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны и чистили родники (в последующем эта работа переросла в акции «Память» и «Родник»).
Думаю, что ребятам запомнилось еще одно мероприятие — приветствие в Доме культуры работников сельского хозяйства в их профессиональный праздник. Под звуки горна и барабана группы пионеров входили в зал на сцену, читали стихи. Было все торжественно, волнительно.
У каждого класса были шефы из совхоза «Бакряжский», с которыми проводились интересные встречи. Ребята исполняли стихи, адресованные передовикам, рабочим.
В начале полевых работ школьники готовили небольшие приветствия для рабочих, механизаторов, находящихся на рабочем месте – в полях. Выступление начинали торжественно: с горном, барабаном, читали стихи.
Ко всем праздникам каждый пионерский отряд выпускал газету.
Вся работа проходила между отрядами в соревновании — победителям вручались вымпелы, призы.
19 мая ежегодно в районе проходил Слёт пионерских отрядов (правофланговых). Правофланговым был тот отряд, который занял первое место в соревнованиях.
Пионерская и комсомольская организации просуществовали до 1991 года.
В последующие годы в Бакряжской школе функционировали детские объединения «Солнышко» (учащиеся 1 — 4 классов) и «Радуга» (учащиеся 5 — 11 классов).
Работу клуба «Радуга» возглавила организатор по воспитательной работе Башкирцева Валентина Яковлевна».
С большой любовью вспоминает Надежда Павловна о создании местного школьного музея: «Школа открылась 6 декабря 1972 года. Пионервожатой тогда была Стахеева Любовь Ивановна. Встал вопрос, чье имя будет носить пионерская дружина. Каждый пионерский отряд также носил чье-либо имя (собрав информацию о герое). Были отряды имени Володи Дубинина, Павлика Морозова.
Решили, что будут бороться за звание носить имя Зои Космодемьянской. Под руководством Любови Ивановны завязалась переписка с 201 школой г. Москвы, где училась Зоя Космодемьянская.
Наша школа получила материалы о героине и открыла школьный музей о Зое Космодемьянской в 1974 году.
Весной 1978 года мы с группой ребят были направлены на областную краеведческую конференцию, которая проходила в с. Черемисское Режевского района Свердловской области. Я благодарна методисту Дома школьников Шестаковой Тамаре Ивановне, которая направила нас на эту конференцию. Там мы увидели замечательный краеведческий музей по истории их села.
Зародилась идея создать музей с краеведческой направленностью и у нас, на базе нашего уже существующего школьного музея.
Началась поисково-собирательская работа. Каждому классу в школе давались задания на год, на определенные темы по изучению истории села.
Сколько было написано различных писем! Конечно, были и успехи и неудачи. В работу включился весь коллектив школы, учителя, ребята. Им помогали жители села. Экспонаты копились. Встал вопрос о помещении.
Под руководством директора школы Абросимова Полинария Михайловича вопрос был решен. Было построено помещение под музей.
С ребятами писали рефераты, исследовательские работы по краеведению (по истории села) — все они находятся в музее. Проводились в музее встречи с детьми погибших односельчан во время Великой Отечественной войны, с вдовами, с тружениками тыла и т.д.В 1994 году школьный музей был перепрофилирован в комплексный краеведческий музей «История села Бакряж».
В организационную работу школьного музея значительный вклад внес учитель истории и обществознания Макаров С.А., директора Абросимов П.М., Мальцева З.А., Ульянов А.А.
9 мая 1975 года был открыт памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны, и ежегодно школа проводила на площади возле Дома культуры перед памятником митинг, посвященный Дню Победы. Под звуки горна и барабана группа из нескольких ребят выносила знамена пионерской дружины и комсомольской организации. Позднее этот праздник стали проводить совместно с Домом культуры, совхозом и сельским советом».
Слушая Надежду Павловну, невольно удивляешься энтузиазму этой женщины. Сколько же надо любви к детям и преданности к своему делу, своему селу! Испытываешь глубокую благодарность за огромный кропотливый труд, результат которого останется в дар не только настоящему, но и будущему поколениям.
Лидия ОРЛОВА, педагог – библиотекарь МКОУ АГО «Бакряжской СОШ».
Свежие комментарии