Власти Свердловской области в очередной раз возвращаются к вопросу о развитии в Екатеринбурге «сухого порта» — логистического центра, который позволит столице Урала отправлять сотни тонн грузов по всему миру. О том, какую выгоду может извлечь для себя регион из этого проекта, рассказывает доцент кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук Ольга Плюснина.

— Ольга Михайловна, «сухой порт» звучит как «бесколёсный автомобиль» или «бескрылый самолёт». Нет ли здесь какого-то обмана или авантюры?

Концепция «сухого порта» нова для Урала, как региона, удалённого от морских границ. Известно, что выход к морю — большое преимущество для любой страны. Морской транспорт дешевле и проще авиаперевозок, а также вместительнее автомобильных или железных дорог. Концепция «сухого порта» как раз предполагает с помощью современных технических решений нивелировать эту разницу, чтобы отправлять грузы через Екатеринбург сухопутным транспортом было так же выгодно, как и морским путём.

— Кто-то уже добился успехов на этом поприще, или мы пробуем первыми?

Да, за рубежом есть примеры. Например, хаб «Хоргос» на границе Казахстана и Китая в Алматинской области, который появился в 2020 году: состав из 45-50 вагонов полностью перегружают за 3-4 часа, и это позволило за два года увеличить товарооборот между двумя странами с 18 до 24 миллиардов долларов США. Для нас это важные показатели, поскольку Казахстан входит в состав Евразийского экономического союза, а Китай — вторая экономика мира после Соединенных штатов. Для сравнения, наш товарооборот с Китаем сегодня — 190 миллиардов долларов. Если, благодаря «сухому порту» товарооборот между Россией и Китаем будет расти также, как между Поднебесной и Казастаном, то можете представить, каких впечатляющих результатов мы достигнем. Кроме того, Екатеринбург может стать важной частью сразу нескольких трансевразийских торговых маршрутов. С севера на юг это путь от порта Сабетта в ЯНАО — к Каспийскому морю в Иран и далее к Индийскому океану. Также это путь через Казахстан, Китай и Дальний Восток ко всему тихоокеанскому региону.

— Что этот проект может дать Екатеринбургу?

По плану, к 2035 году «сухой порт» будет «обрабатывать» 80 миллионов тонн груза. Будут открываться новые логистические центры, для которых понадобятся тысячи новых рабочих мест. Подобные «сухие порты» сейчас создаются под Новосибирском и неподалеку от Благовещенска. Поэтому есть стимул торопиться, чтобы именно наш регион первым в стране создал всю необходимую инфраструктуру и аккумулировал на себя весь поток грузов.

Пресс-служба УрГЭУ.