«Ачитская газета» продолжает писать о людях, чьи имена занесены на Доску почета Ачитского городского округа. Татьяну Александровну Ватолину знаю со школьных лет, учились в Ачитской средней школе, она на год младше классом, хотя по году рождения мы ровесницы. Пригласила ее на разговор… Не получилось! А получился настоящий, интересный урок!
МЕЧТА
«Татьяна Александровна – перспективный, ответственный, творческий педагог. Профессиональная деятельность ее направлена на создание условий для всестороннего развития личности обучающихся и на достижение положительных результатов реализации ФГОС», — читаю в характеристике с места работы.
Татьяна Александровна говорит: «Джеймс Мэтью Бори сказал: «Жизнь – это дневник, в который хочешь записать одно, а записываешь совсем другое». Но в моей жизни было всё не так. Я помню себя в детстве, помню свои школьные годы, добрых, но требовательных учителей, они «горели, как свечи», с ними было тепло и интересно. В глубине души я к ним относилась с трепетной любовью, большим уважением, они для меня были жизненным эталоном, загадкой, мне так хотелось уловить хоть одну искорку и не выпускать её из рук всю жизнь. Я мечтала быть учителем! Учитель — моё призвание! Говорить о призвании я могу с полной уверенностью: учить и воспитывать подрастающее поколение – вот смысл всей моей жизни. Дети – это божье дарование, дети – это частичка нас самих, и то, какими они будут, зависит от нас, педагогов».
Сильно сказано – «зависит от нас, педагогов»! Взять на себя ответственность не каждый может. И уверенно идти к поставленной цели – быть учителем – надо иметь характер.
В Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Свердловской области «Ачитская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Татьяна Александровна работает более 34 лет, все это время она еще и классный руководитель, общий стаж в педагогике – 41 год.
ЖИВУ СЕМЬЕЙ И ЕЙ БОГАТА
Родилась Татьяна третьим ребенком (два старших брата Ваня и Миша) в семье Торгашова Александра Филипповича (к сожалению, он очень рано ушел из жизни, когда Татьяне исполнился год) и Пепеляевой Анисьи Андрияновны, которая работала в профсоюзном детском садике. И дочка всегда была рядом с мамой, ходила в этот же детский сад, сейчас это детсад «Ромашка». Вышла Татьяна замуж и стала Ватолиной. О семье рассказывает: «У меня прекраснейший муж, богом данный, мамой благословленный — Андрей Ювенальевич Ватолин, работает в МУП ЖКХ Ачитского района. Любимое его занятие — рыбалка. Рыбачить его научил дед, Ватолин Николай Ефимович. И уже сорок лет, как мы с Андреем вместе. Именно семьей я живу и ей богата. Именно в свой семье черпаю силы, именно там меня понимают и принимают такой, какая я есть. И помогают, если в этом есть необходимость.
В семье Татьяны два сына Андрей и Илья. Оба имеют два образования — средне-специальное и высшее. Андрей окончил Красноуфимский педагогический колледж — учитель физической культуры, затем — УрГПУ г. Екатеринбург — социальный педагог. Илья выпускник Красноуфимского филиала ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж» — фельдшер, Уральский государственный медицинский университет — врач анестезиолог-реаниматолог. Хорошие, воспитанные парни.
«Мой любимый брат, — продолжает Татьяна Александровна, — Иван рано ушёл из жизни, оставив мне двух племянников, Андрея и Александра, которых мы с мужем считаем своими детьми. Оба живут в г. Красноуфимске, женаты, имеют взрослых сыновей. У нас — два внука, Арсентий и Анастасия Ватолины. Оба учащиеся Ачитской средней школы, спортсмены, конечно же, наши любимчики! Они продолжатели нашего рода.
У меня были самые хорошие свёкор и свекровь Ватолины Ювеналий Николаевич и Галина Ивановна. Я благодарна им за то, что они приняли меня в свою семью, отдали мне самое дорогое, что у них было — единственного сына Андрея, за то, что они его воспитали достойным человеком. Он стал для меня мужем, отцом, дедушкой и, конечно, же другом. А друзей у нас много. Спасибо вам, дорогие друзья, за то, что вы есть!»
СУДЬБА РЕШИЛА
После окончания Красноуфимского педучилища Татьяна Александровна получила специальность «учитель начальных классов», пришла работать в школу-интернат, потом перешла в детский сад «Ромашка» воспитателем.
Рассказывает: «Я не могла смириться с тем, что мои воспитанники уходят в школу, а я должна остаться в садике! В среднюю школу меня не взяли, так как на то время не было высшего образования. Было очень тяжело. Но остаться без «моих» детишек я не могла. И тут решилась моя судьба, судьба всей моей жизни. Я перешла работать в коррекционную школу, где тружусь по сей день. И нисколько об этом не жалею!»
В 1995 году окончила обучение в Уральском государственном университете по специальности «олигофренопедагогика и логопедия» с присвоением квалификации «учитель и логопед вспомогательной школы».
Большую часть своей жизни посвятила Татьяна Александровна детям с ограниченными возможностями здоровья. Василий Ключевской сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Это глубокое убеждение Татьяны Александровны.
ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ?
Дети в Ачитской школе-интернат, скажет читатель, особенные. Да какие они особенные!? Это те же дети! «Те, да не те, — считает педагог, — они посланы нам Господом Богом, и мы должны относиться к ним более трепетно, ответственно. Для работы в нашей школе педагогу необходимо быть человеком сильной воли, огромного трудолюбия. Строгость и требовательность должны гармонично сочетаться с любовью и умением в нужный момент прийти на помощь. Основную задачу своей работы вижу в подготовке к самостоятельной жизни ребёнка с ОВЗ. А это далеко не просто в современном обществе!»
Да, трудна работа, многих она пугает, но только не Татьяну Александровну. Она любит свое ремесло, не представляет жизни без школы, без детей и считает счастьем, ступая на школьный порог, встречать искренние детские взгляды, слышать радостное и громкое «Здравствуйте!», ежедневно оказываться в объятиях детских рук, слышать вопрос: «Как дела?» Не каждому дано понять мир этих детей, и тому, кто не может его понять, нельзя быть педагогом, особенно коррекционной школы! «Дитя не кувшин, чтобы его заполнить, а скорее факел, который надо зажечь», — говорил Константин Ушинский. А зажечь факел в ребёнке с отставанием в интеллектуальном развитии — очень долгий, кропотливый труд.
«Вся гордость учителя — в учениках, в росте посеянных им семян», — писал Дмитрий Менделеев. «Какие же семена сею конкретно я? — спрашивает себя Татьяна. И отвечает: — да самые простые, самые земные. Нет среди моих выпускников академиков, нет врачей, нет инженеров, учителей. Но зато есть простые рабочие люди — столяры, плотники, каменщики, санитарки! Сегодня стране нужны рабочие руки! А как приятно видеть своего бывшего ученика добрым, не опустившимся человеком, умеющим правильно выразить свои мысли, чувства, изложить суть дела, подобрать необходимый для этого набор слов и, кроме того, быть патриотом своей страны».
Моя собеседница убеждена, что в каждом ребёнке надо видеть будущего взрослого человека. Жизнь может повернуться так, что ближе его не будет никого вокруг, вот тогда-то он отнесётся к тебе так же, как и ты к нему когда-то… Что вложишь в ребенка — таково и будет твое будущее. Если бы все люди понимали это!
«Я, как педагог, не имею права на ошибку, — считает Татьяна Александровна. — И скажу словами Антона Лигова: «Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей». Поэтому, считаю, моя профессия бумерангу подобна!»
С УЧИТЕЛЕМ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Татьяна Александровна старается быть примером для своих воспитанников во всём, постоянно ищет новые пути решения педагогических задач. Она признается: «Очень хочется, чтобы моим ученикам было интересно со мной везде — на празднике, в походе, на классном часе или на занятии…»
Было интересно на одном из открытых занятий, что проводила Татьяна Александровна, и ученикам школы №113 г. Екатеринбурга, которое проходило в рамках конкурса на соискание премии Губернатора Свердловской области в 2018 году. Учитель видит учеников непосредственно перед самым началом занятия, и за 30 минут надо донести до детей знания, достигнуть цели урока, а прежде наладить контакт, стать коллективом с обратной связью. Все у нашего учителя получилось! Самое большое счастье, когда дети после звонка не хотят уходить с урока, расставаться с новым учителем: «Они обнимали меня. И было очень приятно слышать «Спасибо!» от педагога этого класса, от жюри и, конечно, детей. Это была самая большая награда! Я видела детские глаза, полные счастья!» — восклицает Татьяна Александровна. В этом конкурсе Татьяна выиграла и была поощрена хорошим материальным призом.
А еще она очень любит вязать, вышивать бисером и крестиком. И в этом увлечении удостоена звания лауреата Свердловской области в номинации «Вязание».
В 2015 году, исполняя обязанности секретаря Ачитского объединения партии «Единая Россия», была Татьяна Александровна на форуме в Москве, где проходила встреча с председателем правительства Медведевым Д.А. Общественные дела – еще одно убеждение педагога.
Ватолина Т.А. — творческая личность, за что ни возьмется, все делает ярко, эмоционально, от всей души. Талант писать стихи тоже присутствует в Татьяне. Вот несколько строк из ее стихов, которыми хотелось бы закончить наш «урок»:
«Жизнь прожить — не поле перейти:
Многое встречается в пути.
Есть и тучи, солнце ярко светит.
Но, а в жизни главное-то — ДЕТИ!
Собственные дети — сыновья.
Внуки — это кровь моя и мужа,
Не застудит её никакая стужа.
«Это наше продолжение рода», —
Говорю я для всего народа!
И работа, без которой не могу и дня.
Вот это — жизнь моя, друзья!»
Наталья ВИНОКУРОВА. Фото предоставлено респондентом.
Свежие комментарии