Для нашего выпуска 1970 года самой родной школой является Заринская школа, что находится в п. Заря Ачитского района Свердловской области. Заринская школа ведёт свою историю с 1938 года. Тогда в колхозе «Заря» была построена школа для детей, проживающих в этой местности. Второе здание школы было построено на средства колхоза в 1948 году. Новое двухэтажное здание Заринской СОШ функционирует с января 2011 года. Статус учреждения — средняя общеобразовательная школа.
Призовые места Заринская школа занимала и по спортивным соревнованиям, физкультуру у нас преподавал Смольников Юрий Петрович.
Празднование Дня пионерии на Ачитском стадионе и проведение соревнований по легкой атлетике, где всегда пролетал самолет и разбрасывал листовки с текстами о пионерах нашей Родины, пионерский костер, песни, шуточные викторины и конкурсы, награждение победителей — это запомнилось на всю жизнь.
В зимнее время нам не запрещено было прийти в школу и взять лыжи на выходной, мы увлекались спортом: зимой — на стадионе в п. Заря делали каток, парни играли в хоккей, мы, девочки, катались на коньках, летом на стадионе вместе с мальчишками играли в футбол, волейбол, городки, лапту. Не случайно наш одноклассник Владимир Самойлов посвятил всю свою жизнь спорту: учил и тренировал ребятишек.
Вспоминается, что мы приходили в воскресение в школу, где всегда был Рычков Я.М., брали лыжи и шли по лыжне на зернобазу, километра три, наверное, было. Идти нужно было, поднимаясь в небольшую горку, зато обратно скользить на лыжах было легко и быстро.
Особое место в наших воспоминаниях занимает любимая классная руководительница — Дунаева (Могильникова) Алевтина Петровна.
После окончания педучилища ее распределили в Заринскую школу преподавать математические науки, и в «наказание» ей досталось классное руководство в нашем классе из сорока одного человека. На первом же уроке наши мальчишки решили проверить на крепость нервы учительницы, но Алевтина Петровна все сделала правильно, выгнала с урока «экспериментатора»: не хочешь учиться, иди, гуляй.
После этого на уроках математики больше не экспериментировали. Была она строга и решительна, отчитает так сурово, что мало не покажется, но никогда не превышала той меры, за которой следует несправедливость, обида. Для учительницы все мы были равны, ни для кого не было скидок, разговаривала с нами, как со взрослыми, давая понять, что учеба нам нужна, а не ей, любимчиков не было. Казалось бы, уроки математики и геометрии, что интересного, но она теорему расскажет так, что поймешь ее и зубрить не нужно. Не поймешь — останешься после урока и, Алевтина Петровна еще раз объяснит тебе, не считаясь со своим личным временем.
До Алевтины Петровны у нас сменилось несколько учителей математики, методика преподавания была разная: не успеешь привыкнуть к одной, уже другая. Вот такая «наследственность» досталось нашей классной руководительнице: ей пришлось заново многое нам объяснять, чтобы изучать тот материал, который она должна была преподавать. Но мы не подвели ее на выпускном экзамене, весь класс сдал математику: ни одной оценки «неудовлетворительно». Это ли не заслуга нашей учительницы по математике! И говорит о том, что многое зависит от учителя, качества преподавания, умения заинтересовать ученика в изучении дисциплины.
Сейчас в одной из школ учится мой внук, и мне иногда приходится сталкиваться с проблемами школы. Всегда поражает то, что слышишь от некоторых учителей: то зарплату получают не вовремя, то им не оплачивают время после уроков, что они не обязаны оставаться с учеником, объяснять ему материал, который он не понял. Но если ученик не понял материал на уроке, значит учитель не все доходчиво и понятно объяснил, значит преподал урок на «неудовлетворительно».
Почему наши учителя никогда нам это не говорили? Скажете, что время было другое. Нет, не время, а то, что, видимо, этот преподаватель перепутал вузы, не в педагогический на учителя ему нужно было идти учиться, а в другой вуз. И зарплата не основной довод: поступая в педагогический, знаешь и про заработную плату и что преподавание — это адский труд, который, как ни странно, нужно любить, иначе испортишь жизнь и себе, и будущее ученику. Но это мое жизненное объективное мнение. Свою профессию нужно любить.
Систему нашей школьной жизни профессионально, мудро создавал Рычков Яков Михайлович. Сам преподавал уроки музыки, играя нам на баяне, принимал участие в смотрах художественной самодеятельности, сопровождая музыкой песни, спортивные номера, стихотворения. Заринская школа всегда занимала призовые места. Директор помогал приобретать спортивный инвентарь, не запрещал нам приходить в школу в воскресенье за лыжами, наоборот, привлекал нас к этому. Всегда поощрял творческую инициативу, стараясь наполнить школьное бытие добрыми делами.
Яков Михайлович был строгим директором, мы его боялись и уважали, он был сторонником соблюдения учениками режима дня. Не дай бог, если он увидит тебя на улице после 21 часа, получали по заслугам и родители, и ученики. Правда, мы умудрялись гулять после 21 часа, но конспиративно, зная маршрут директора школы по улицам, хотя иногда конспирация подводила…
Сейчас, когда мы взрослые, понимаем, что это нужно было не ему, а нам, и мы благодарны ему за это. И раньше, когда, он был жив, мы, приезжая в Зарю, всегда находили время зайти к нашему директору, Якову Михайловичу, в гости, поговорить и посоветоваться с ним.
Школьный мир, созданный нашим директором и учителями, большинству из нас позволил стать настоящими людьми, добропорядочными гражданами нашей страны. И это не высокопарные слова, это наша жизнь, многие наши одноклассники стали хорошими специалистами. Всем достигнутым мы во многом обязаны нашей Заринской школе. Школьные годы останутся в моей памяти, как самый прекрасный период моей жизни.
Хотелось бы еще отметить школьный период тем, что в седьмом классе мы принимали участие в драматическом кружке при нашем Заринском ДК. Руководителем был Лузин Петр Семенович. Поставили спектакль «Золушка», который проходил с полным аншлагом в каждом населенном пункте Ачитского района и в ДК Новотрубного завода в г. Первоуральске. На премьере присутствовал друг Лузина П.С. — режиссер ТЮЗа г. Свердловска Сметанин И.М., помогал ему нас гримировать. После грима меня не узнал даже мой брат Толик, вот смеху было. Я же исполняла роль мачехи — такая толстая тетушка в длинном платье, парике и гриме. Да, вспоминаешь то время с удовольствием и опять же с ностальгией по детству.
Нам с подругой Таней Новиковой пророчили карьеру артисток, но после окончания школы мы поступили не в театральное, а в Красноуфимское медицинское училище. К сожалению, пришлось поздно обеим узнать, что участие в спектаклях нам было зачтено за два тура вступительных экзаменов в театралку, и нужно было присутствовать на третьем туре, где прочитать монолог или стихотворение с басней. Об этом мы узнали из телефонного звонка Лузина П.С., который был режиссером одного из театров г. Свердловска. Он был очень расстроен, что мы немного поторопились с подачей документов в учебное заведение. Но и наши родители не очень-то хотели нас видеть в будущем в артистической среде.
Со мной учились Надя Сабурова, Лена Бурехина, Нина Савина, Надя Перевозкина, Люда Митюхляева, Надя Поповцева, Нина Соколова, Неля Яковер, Вера Воробьева, Тася Азанова, Люба Пупышева, Таня Сюзева, Таня Новикова, Люда Чеснокова, Саша Филимонов, Толя Мезенцев, Сергей Косов, Владимир Самойлов, Володя Лазарьков, Валера Опаков, Саша Щекотов, Саша (аврилович) Щекотов, Коля Новиков, Саша Детков, Вася Детков, Володя Шеломенцев, Толя Валиев, Сергей Крохалев, Саша и Николай Константиновы, Коля Бузунов, Сергей Волынкин. Алеша Черепанов, Володя Естехин, Анатолий Мурзинов, Павел Мезенцев, Виктор Чернышев, Коля Синцов, Саша и Сергей Некрасовы, Ольга Янобина.
Моими любимыми подружками были: Таня Новикова, Люда Чеснокова, Надя Поповцева, Надя Перевозкина, Люда Митюхляева. Не зря один писатель сказал, что подруги – это люди, способные с чувством, толком, расстановкой переживать чужие неприятности. Это действительно правда: захочется поплакать им в жилетку – позвонишь, и они выслушают тебя и утешат, несмотря на то, что у самих забот полон рот.
Мы с Надюшей Поповцевой жили на одной улице Советской, наискосок друг от друга, Люда Чеснокова, Надя Перевозкина — тоже были на одной улице, Танюша Новикова — на соседней.
Вспоминаются эпизоды нашего детства: мы с Надей Поповцевой ходили летом всегда вместе за земляникой. Насобираем 3-литровые бидончики на Раскином покосе или за рекой, обычно за 2,5 часа — и домой. Но проблема заключалась в том, что Надя начинала пробовать ягоду по дороге домой, а оторваться ой, как сложно, ягода — вкусная! Поэтому обычно на подходе к дому у нее в бидоне оставалось чуть менее половины. Вот и приходилось мне забирать ее бидон, чтобы она ягоды не съела. Мы с ней всегда смеялись над этой историей, когда встречались. Надя говорила, что, когда ела первую ягоду, всегда пыталась себя остановить, но рука сама тянулась к земляничке. Вот такие истории были у нас.
Танюше приходилось часто оставаться с младшей сестрой Натальей, поэтому в наших играх участвовала мало, да и гулять нам приходилось всегда брать с собой Наталью, но за ягодами ходила вместе с нами. С Таней мы вместе поступили в Красноуфимское медицинское училище, жили на одной квартире в течение трех лет, дружили, к сожалению, после учебы общались редко, потом на некоторое время потерялись. Я рада, что с 2015 года мы с ней общаемся часто, хоть и встречаться редко приходится, то семейные проблемы, то ковид вносят свои коррективы, но созваниваемся сейчас почти каждый день.
Низкий поклон вам, наши учителя — мудрые, добрые, незабываемые!
Н. ПАНОВА (Лавелина), выпускница Заринской школы. Фото предоставлено автором. Продолжение следует…
Свежие комментарии