Позади 1 сентября. День знаний. Волнения… Радость от встречи с одноклассниками и учителями. Много милых и приятных хлопот!

А бывают ли у учеников горькие, тяжелые мысли и эмоции, связанные со школой?

К сожалению — да. Случается, что ребенок постоянно или только в определенных учебных ситуациях испытывает так называемую школьную тревожность, которая может выражаться в неуверенности, неудовлетворенности собой, нескончаемом беспокойстве, волнении, тревоге из-за того, что не получится, ожидании плохого отношения к себе, мыслей о своей неадекватности, отрицательной оценке со стороны учителей и сверстников. Тут уж не до радости! Детей с разными формами школьной тревожности до 35%. А то и больше. Исследований в данной области крайне недостаточно.

Как родители могут заподозрить, что у ребенка школьная тревожность?

Все дети, конечно, разные и проявления тревожности очень индивидуальны. Но насторожить должно нежелание ребенка посещать школу, истерики, прямой отказ, плохое настроение, нервозность при воспоминании о школе, учителях, сверстниках или оценках, излишняя старательность при выполнении домашнего задания, робость, конфликтность. Ребенок с повышенной тревожностью чаще болеет. Это могут быть головные боли, боли в животе, повышение температуры накануне ответственного дня (например, контрольной). Школьники с высоким уровнем тревожности могут быть, кстати, и идеальными учениками, которых любят в школе. Но при этом они чувствуют себя в школе довольно некомфортно. Вот попробуй разберись! В любом случае — главный маркер повышенной школьной тревожности ребенка — слишком напряженное самочувствие в школе (абсолютно во всех учебных ситуациях или только в некоторых).

Что же делать родителям: пустить всё на самотёк — вдруг само собой пройдет? Или предпринимать какие-то усилия для того, чтобы ребенку в учебном заведении стало лучше?!

Каждый решает сам. Но необходимо иметь ввиду, что если не помочь ребенку в младшем школьном возрасте снизить тревожность до нормативной, то в подростковом возрасте она закрепляется и начинает существенно влиять на все сферы жизни ребенка — не только на учёбу, но и на общение в школе и дома, на здоровье, общий уровень благополучия.
Тревожным детям необходима консультация невропатолога, психолога, а иногда и психиатра. Иногда повышенная тревожность сигнализирует о том, что человек болен (например, заболевания щитовидной железы могут давать тревожные реакции), поэтому врач может рекомендовать пройти медицинское обследование ребенка, а также назначить медикаментозное лечение для нормализации самочувствия.
На фоне этого родителям, а также учителям, школьному психологу необходимо помочь ребенку научиться чувствовать себя в школе более комфортно.
Помогать необходимо в 3 основных направлениях:

ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА

Довольно часто высокотревожные дети имеют заниженную самооценку. Они боятся критики, новых дел, не верят в свои способности, легко внушаемы, подвергаются манипуляциям окружающих. Чтобы подняться в своих глазах, бывают критичны к окружающим. Если взрослые хотят повысить самоуважение ребенка, то необходимо чаще давать положительную оценку поступкам ребенка, побудить его вести дневник достижений. То же самое по сути можно сделать и в школе, отмечая успехи ученика на стендах типа «Звезда недели», «Я сделал это!» и др., поручать важные, престижные поручения, подчеркивая достижения ребенка в классе при всех учениках. Необходимо отслеживать при этом благополучие ребенка в детском коллективе и постараться сделать так, чтобы у него были друзья. Очень важно и родителям и учителям не сравнивать ребенка с другими детьми.

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ, РАССЛАБЛЕНИЯ

Тревожные люди — напряженные люди и поэтому важно научить ребенка с помощью специальных расслабляющих упражнений самостоятельно снимать у себя напряжение. Полезными также являются различные массажи, игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ УПРАВЛЕНИЯ СОБОЙ В СЛОЖНЫХ ДЛЯ РЕБЕНКА СИТУАЦИЯХ

Чтобы подсказать ребенку, как можно комфортно себя вести, например, в ситуации когда он сильно боится учителя или оценок, а может быть ответов у школьной доски лучше всего использовать ролевую игру, проигрывание трудных ситуаций, разыгрывание сказок с похожим сюжетом. В ходе безопасной для ребенка игры, возникает представление о том, как по-другому, более экологично и уверенно можно себя вести в ранее напряженной ситуации. Так постепенно багаж знаний, умений, навыков пополняется и в последующем ребенок будет уже применять новые модели поведения в этих ситуациях. За счет того, что он будет с ними справляться, уверенность в себе ребенка, его самооценка будут безусловно совершенствоваться.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА ГАУ «СРЦН АЧИТСКОГО РАЙОНА» СЕМЬЕ С РЕБЕНКОМ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ?

1.Консультация родителя на тему «Как создать ребенку ситуацию успеха в школе в период прохождения реабилитации в СРЦН»;
2.Углубленная диагностика самочувствия ребенка в школе;
3.Работа с ребенком (по указанным выше направлениям);
4.Заключительная диагностика (какова динамика);
5.Итоговая консультация родителя (знакомство с рекомендациями по дальнейшей коррекции тревожности ребенка).

В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что младший школьный возраст — это период жизни ребёнка, своего рода — ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ, когда можно и нужно помочь ребенку преодолеть тяжелое негативное эмоциональное состояние, которое порой возникает в стенах школы. Если этого не предпринять, то в подростковом возрасте повышенная тревожность становится уже характеристикой личности подростка, когда слишком многие жизненные ситуации — далеко не только школьные будут восприниматься личностью как трудные или очень трудные.
По вопросам коррекции повышенной тревожности несовершеннолетних обращайтесь по адресу: пгт. Ачит, ул. Строителей, д. 5, ГАУ «СРЦН Ачитского района».

Светлана ПАНОВА, педагог-психолог.
Фото предоставлено автором.